Результаты работы по гражданско-патриотическому
воспитанию в группе
Современное Российское общество остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания детей и подростков. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных. 2015 год – объявлен годом патриотизма в РК. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, необходимо уточнить терминологию ключевых понятий.
Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.
Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
Следовательно, гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса.
В своей работе мы используем следующие основные формы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- Беседа
- Устный журнал
- Воспитательный час
- Чтение-обсуждение художественной литературы
- Экскурсии
- Книжные выставки-обзоры
- Участие в конкурсе рисунков, чтецов
- Участие в мероприятиях, проводимых в детском доме в рамках программы по гражданско-патриотическому воспитанию ( выборы президента, министров; конференции, приуроченные к «70-летию Победы в ВОВ»)
- Занятия кружка «Коми грамотности»
- Праздники
Хотелось бы остановиться на некоторых формах работы.
Беседа. Темы бесед:
- « Государственные символы»
- «Моя страна»
- «Мои права и обязанности»
- «Моя малая Родина»
- «Что значит быть патриотом?»
- «Кто такие военные?»
- «Государственные праздники»
- «История моего города»
- «Что такое «мир» в стране?»
- «Что я могу сделать для своего поселка?»
- «День Победы»
- «Дети-герои»
- «Города-герои»
- «Мы- частичка своей Родины»
Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) детей на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.
Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор, познакомить детей с событиями общественной жизни. Благодаря такому журналу, учащиеся всегда в курсе событий своей страны, города, поселка.
В устном журнале могут быть такие странички: «Новости группы (детского дома)», «Экономическая», «Школьные новости», «Внимание – интересная книга», «Объявления», «Спортивная» , «Праздничная» и др.
Воспитательный час
Что служит материалом для занятия?
- Факты из жизни группы;
- Произведения художественной литературы;
- Публикации в детских газетах и журналах;
- Происходящие события;
- Вопросы и проблемы, волнующие детей.
Кружок «Коми грамотность»
Занятия этого кружка, даёт нам большую помощь
в развитие патриотических чувств обучающихся, формировании уважительного отношения к языку, к традициям коми народа.
Вашему вниманию предлагается фото-отчет с некоторых мероприятий.
Чтобы проанализировать эффективность проделанной работы, детям были предложены следующие тесты.
Тест на выявление гражданского кругозора
Цель: изучение уровня представлений детей о своей республике.
Инструкция: предлагается ответить на вопросы:
- Место, где родился и вырос человек
- Назови город (поселок), в котором ты живешь.
- Назови страну, республику, в которой ты живешь
- У каждой республики есть свои государственные символы, это...
- Что означают цвета флага, герб?
- Столица республики Коми
- Что изображено на гербе г. Сыктывкара?
- Назови главу РК, г. Сыктывкара
- Назови города республики
- Какие реки ты знаешь?
- Как ты думаешь, у всех людей в республике одинаковая национальность?
- Что такое Родина?
Высокий уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий уровень
|
Илья Ш. – 13 б.
|
Рома Ш. – 10 б.
|
|
Кирилл Б.- 12 б.
|
Вероника К.- 8 б.
|
|
Костя Д. – 11,5 б.
|
Коля В. – 7 б.
|
|
Ульяна Е. – 11 б.
|
|
|
Обработка данных: фиксируются высказывания детей с точки зрения полноты, правильности. За каждое правильно выполненное задание — 1 балл. Обработка данных: за каждый полный и правильный ответ — 1 балл. Тот, кто набрал 11-13баллов, имеет достаточно полное представление о Республике ; 7—10 баллов свидетельствуют о неполном представлении; 3-6 балла — слабое представление.
Тест на выявление гражданского кругозора
Цель: изучение уровня общей осведомленности детей по теме «ВОВ»
Инструкция: предлагается ответить на вопросы:
- Назови годы начала и конца ВОВ
- Сколько лет исполняется со дня победы?
- Какие города-герои ты знаешь?
- В каком немецком городе закончилась война?
- Назови имена детей-героев
- Какие книги ты прочитал о ВОВ?
- Какую посильную помощь ты мог бы оказать ветеранам, пожилым людям?
- Хотел бы ты служить в армии? Почему?
Обработка данных: за каждый полный и правильный ответ — 1 балл. Тот, кто набрал 7—8 баллов, имеет достаточно полное представление; 4—6 баллов свидетельствуют о неполном представлении; 1—3 балла — слабое представление.
Высокий уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий уровень
|
Костя Д.-7,5 б.
|
Илья Ш. – 6
|
Коля В. – 3 б.
|
Кирилл Б. – 7 б.
|
Рома Ш. – 5,5 б.
|
|
Ульяна Е. – 7 б.
|
Вероника К.-5 б.
|
|
Методика «Недописанный тезис»
- Цель: выявить отношение детей к нравственно-патриотическим понятиям
- Инструкция: детям на карточках дают недописанные фразы, после многоточия свое окончание фразы.
- Хорошая жизнь — это...
- Быть хорошим человеком —это...
- В хорошей школе всегда-...
- Самое главное в жизни человека — это...
- Любить природу-значит...
- Любить Родину-значит..
- Чтобы иметь друзей, надо...
- Нельзя прожить жизнь без...
- Когда рядом нет друзей, то я...
Обработка данных: за каждый полный и правильный ответ — 1 балл. Тот, кто набрал 8-9 баллов, имеет достаточно полное представление; 4—7 баллов свидетельствуют о неполном представлении; 1—3 балла — слабое представление. Учитывается качественный анализ ответов, на основании которого делается вывод об отношении детей к ценностям: школа, семья, дружба, природа, Родина, жизнь.
«Хорошая жизнь – это иметь семью, учиться на «5», играть в куклы, чтобы был мир».
«Когда рядом нет друзей, то я одинокая, грустная». Вероника, 7 лет
Высокий уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий уровень
|
Ульяна Е. – 8 б.
|
Рома Ш. – 6,5 б.
|
Костя Д.- 3 б.
|
Кирилл Б.- 8 б.
|
Илья Ш. – 6 б.
|
Коля В. – 3 б.
|
Вероника К.- 8 б.
|
|
|
Результаты тестирования в группе показали наличие положительной динамики: повышение интереса обучающихся к военной истории, к памяти о народном подвиге воинов в ВОВ; формирование уважительного отношения к государственной символике.
Следует дальше продолжать работу над формированием патриотического сознания обучающихся, расширять и углублять знания по истории своего Отечества, малой Родины; закладывать начало эстетического, этического восприятия, прививать нравственные основы.
У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма, активная гражданская позиция.
|